You are hereВСМ
ВСМ
Этап высшего спортивного мастерства
Задачи учебно-тренировочной и воспитательной работы.
Основными задачами в группах высшего спортивного мастерства являются: дальнейшее повышение разносторонней и специальной физической подготовки; совершенствование индивидуальной атлетической подготовки с акцентом на развитие специальных качеств, достижение высокого уровня физической и тактической подготовленности и стабильности спортивных результатов в сложной соревновательной обстановке, воспитание целеустремленности и настойчивости в достижении высоких спортивных результатов до российского и международного уровня.
В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований спортсмены должны приобрести устойчивость к сбивающим факторам, освоить возрастающие объемы тренировочных нагрузок, а также совершенствовать навыки самостоятельного анализа технико-тактических действий, индивидуальной подготовки спортивного инвентаря в зависимости от различных факторов (температура льда, профиль трассы, качество ледового покрытия и т.д.) проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий для получения знания общественного инструктора и судьи по спорту.
Разрядные требования, которые должны выполнить спортсмены:
в группах высшего спортивного мастерства – МС – МСМК
В группах высшего спортивного мастерства объем нагрузки возрастает главным образом за счет увеличения объемов СФП и технико-тактической подготовки и уменьшения ОФП. Программа рассчитана на весь период подготовки спортсменов, входящих в основной состав сборной команды России.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Общая физическая подготовка.
Бег на выносливость, кроссы; чередование ходьбы и бега, бег с ускорением, с последующим использованием инерции и расслаблением; бег на местности в чередовании с физическими упражнениями (висы, лазание, подтягивание, метания, преодоления препятствий, прыжки и т.д.), с использованием подручных средств.
Общеразвивающие упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса ( с акцентом на развитие взрывной силы и с использованием структуры движений, моделирующей стартовый рывок), для развития мышц и туловища (преимущественно скоростно-силового характера и с акцентом на разгибание), для развития мышц.
Упражнения
с отягощением (штанга, гири, грузы, ядра – преимущественно весом до
Элементы акробатики – кувырки вперед, назад, в стороны, перевороты боком, стойка на кистях, мост из положения стоя, различные комбинации элементов с многократным повторением; кувырки вперед и назад, сальто вперед согнувшись, сальто назад в группировке, прыжки с приземлением в горизонтальное положение.
Упражнения на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, лестница, канат, шест, бревно, брусья, перекладина, конь – опорные прыжки).
Элементы легкой атлетики – бег, прыжки, метания (граната, диск, ядро, копье), прыжки с места и с разбега в длину и высоту, многоскоки, преодоление барьеров, эстафеты.
Упражнения в равновесии – передвижение шагом и бегом по уменьшенной опоре (бревно, доска) с варьированием высоты снаряда, с преодолением препятствий, то же с предметами в руках с изменением направления движения; балансирование на узкой опоре, на доске, с установленной на свободном горизонтальном цилиндре; прыжки в глубину; выполнение акробатических элементов на склонах песчаных карьеров.
Подвижные игры, эстафеты с комбинированными препятствиями, с заданиями на точность движений, с использованием отягощений (переноска партнера, груза и т.д.), с заданиями, требующими нестандартных решений, игры на местности.
Спортивные игры – волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч.
Специальная физическая подготовка.
Имитация стартового рывка сидя на полу (сопротивление создается с помощью амортизаторов); то же сидя на санях. Имитация стартового рывка на тренажерном приспособлении «груз – блок – трос» с отягощениями, равными сопротивлению в реальных условиях старта, с увеличенным отягощением, с уменьшенным отягощением. Имитация «пингвинов» (сопротивление создается с помощью амортизаторов и грузов, закрепленных на руках).
Упражнения на рельсовой откатной эстакаде; то же с отягощением саней.
Упражнения на гладкой откатной эстакаде; то же с отягощением саней.
Продвижение на роликовых санях с помощью «пингвинов» на скорость. Эстафеты с продвижением на роликовых санях с помощью «пингвинов».
Метание набивных мячей и ядер различного веса из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками через голову назад, снизу - вперед, снизу – назад, метание двух ядер (гантелей) двумя руками назад, одной рукой сверху и снизу, жонглирование ядрами. Упражнения в парах – метание навстречу друг другу с места приземления ядра партнера (выигрыш определяется по отклонению точки последнего приземления ядра от черты первого метания).
Упражнения на статическую выносливость – удержание основного положения саночника лежа поперек скамейки; то же с дополнительным отягощением (на голове и ногах), то же с партнером, который прилагает усилия к разгибанию шеи соупражняющегося; то же но партнер прилагает усилия неожиданно.
Упражнения на развитие мышц шеи – сгибания и круговые движения с сопротивлением партнера, со специальными шлемами-отягощениями разного веса; сгибание и разгибание шеи в положении моста на мате, в стойке на голове; забегания влево и вправо в положение моста.
Упражнения с различными отягощениями (штанга, гири, гантели, веса), близкие по структуре к элементам техники санного спорта. Упражнения на силовых тренажерах, преимущественно моделирующие структуру стартового рывка, с предельными и околопредельными отягощениями, с акцентом на скорость.
Упражнения на гибкость – с акцентом на разгибание стопы и сгибание туловища вперед, то же в парах с активной помощью партнера, то же после бальнеопроцедур; использование вибровоздействий для развития гибкости.
Тактико-техническая подготовка.
Ледовая подготовка на трассе: совершенствование различных элементов техники санного спорта, спуски по трассе с акцентированием внимания на прохождение различных участков трассы (виражи, прямые участки, сопряженные виражи и т.д.); совершенствование техники прохождения трассы в целом (спуски на время); совершенствование прохождения трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность; совершенствование техники прохождения трассы с учетом коррекции, вносимых по данным срочной информации микрохронометража отрезков, видеомагнитофонной записи; совершенствование вариантов техники прохождения трассы.
Изучение и совершенствование старта: совершенствование техники старта с акцентом на полное использование силовых возможностей; совершенствование техники старта в летних условиях на площадках с искусственным льдом; совершенствование техники входа в первый вираж на ледяных трассах; совершенствование техники старта с применением средств срочной информации (микрохронометраж отрезков стартового разгона, видеомагнитофонная регистрация).
Дополнительные навыки тактико-тактической подготовки: совершенствование навыков идеомоторной тренировки (мысленного воспроизведения прохождения трассы); совершенствование навыков анализа прохождения трассы и коррекции технико-тактических действий при последующих спусках на основе данных анализа; совершенствование навыка самостоятельного анализа данных срочной информации о прохождении трассы (микрохронометража прохождения различных отрезков, видеозаписи и т.д.).
Организационно-методические указания.
Общие указания.
Этап накопления потенциала подготовительного периода служит задачам дальнейшего повышения уровня общей и специальной физической подготовки, причем на первый план выдвигается специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка служит главным образом педагогическим задачам воспитания. В тактико-технической подготовке применяется весь арсенал средств весенне-летней подготовки.
На специально-подготовительном этапе особое внимание уделяется задаче выработки технико-тактических навыков, которые могут быть затем непосредственно перенесены на ледовую подготовку. На данном этапе средства физической подготовки все более специализируются с учетом особенностей санного спорта.
На формирующем этапе соревновательного периода решаются задачи повышения психологической устойчивости, стабильности технико-тактических действий, дальнейшего совершенствования отдельных элементов и техники в целом. Здесь на первый план выдвигается соревновательный метод подготовки с всесторонним анализом спусков по данным средств срочной информации и внесением на этой основе коррекции в последующие спуски. На завершающем этапе соревновательного периода основной задачей является достижение максимальной готовности к соревнованиям и реализация всего накопленного потенциала.
В переходный период осуществляется психологическая нагрузка путем широкого применения вспомогательных видов спорта, переключения на новые виды физических упражнений, изменение формы проведения тренировок (походы, прогулки и т.д.). Наряду с этим решаются задачи поддержания и совершенствования физической подготовленности, а также осуществляются профилактические мероприятия.
В группах высшего спортивного мастерства используются средства специальной физической подготовки в полном объеме, учитывая, что первостепенной задачей является развитие специальных качеств, которые непосредственно проявляются в реальных условиях соревновательной деятельности. Индивидуализация средств и методов подготовки в зависимости от уровня различных сторон специальной подготовленности является необходимым условием.
Учитывая специфику натурбана, связанного с перегрузками, вибрациями, специфическим положением спортсмена в санях, тренировочные заезды распределяются дробно на протяжении тренировочного дня, причем на первой тренировке дается большее количество заездов по сравнению со второй тренировкой данного тренировочного дня.
Теоретические занятия проводятся в форме лекций и практических занятий. Наряду с этим спортсмены самостоятельно следят за литературой и научными разработками по санному спорту и по общим вопросам спортивной тренировки.
Спортсмены в группах высшего спортивного мастерства должны владеть навыками индивидуальной подгонки саней, подготовки их в зависимости от различной погоды и состояния льда.
Медицинское обеспечение.
В группах высшего спортивного мастерства помимо общепринятых врачебных обследований, углубленные медицинские обследования включают в себя специальные неврологические обследования, направленные на определение степени выраженности специфического синдрома, возникающего у саночников при интенсивных занятиях ледовой подготовкой. В этих обследованиях используются также пробы со специфической нагрузкой.
Данные этапных комплексных обследований характеризуют функциональную подготовленность и состояние здоровья спортсмена после определенного этапа подготовки. Эти данные являются одной из исходных предпосылок для детального планирования последующего этапа тренировки.
Медицинские наблюдения в группах высшего спортивного мастерства являются неотъемлемой частью общей системы управления тренировочным процессом и проводятся врачебно-физкультурным диспансером.
Восстановительные мероприятия.
В группах высшего спортивного мастерства значительно повышается удельный объем специальной физической подготовки. В связи с этим в плане применения педагогических средств восстановления особое внимание уделяется чередованию упражнений различного характера и направленности с тем, чтобы не вызывать перегрузки мышечных групп, систем и т.д.
При упражнениях силового характера необходимо создавать щадящий режим для позвоночника. Для этого нужно планировать проведения части силовых упражнений в положении лежа, а после упражнений с подъемом тяжестей давать свободный вис с потряхиванием на перекладине, кольцах, гимнастической стенке. Средства общей физической подготовки (вспомогательные виды спорта) также используются в целях педагогического восстановления.
Из медико-биологических средств восстановления рекомендуется самомассаж, инструментальный массаж, гидромассаж, солевые и контрастные ванны, локальные баровоздействия, парная и суховоздушная (сауна) бани.
Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Дозировка и схема витаминизации определяется врачом.
Из психологических средств восстановления применяется аутогенная тренировка, специальная организация культурного досуга (просмотр соответствующих кинофильмов, прослушивание любимой музыки, организация отвлекающих игр, бесед), создание комфортабельных условий быта.
Организм спортсмена довольно быстро приспосабливается к однообразным средствам восстановления. Поэтому следует разнообразить их, варьируя дозировку и методику применения.
Психологическая подготовка.
Основной задачей психологической подготовки на данном этапе является формирование личности спортсмена, обладающего высокой психической устойчивостью, волевыми качествами, настроем на достижение максимальных спортивных результатов.
Особое назначение приобретает изучение личностных характеристик спортсменов, а так же тестовые испытания. Выявления свойств личности позволяет проводить их коррекцию, формировать и совершенствовать свойства, значимые для спорта высших достижений: умение управлять эмоциями, устойчивость к стрессу в ситуациях повышенной ответственности, высокая соревновательная мотивация, серьезность и ответственность, способность к самоанализу.
На этапе высшего спортивного мастерства в полном объеме используются методы самоубеждения, самоприказов, самовнушения, идеомоторной и психорегулирующей тренировки, проводятся психогигиенические мероприятия, направленные на снятие необоснованных страхов за состояние здоровья в связи с развивающимся при интенсивных занятиях санным спортом специфическим синдромом. Спортсменам разъясняется переходящий характер развивающейся симптоматики и даются рекомендации по действенным мерам профилактики и купирования специфического синдрома.
В группах высшего спортивного мастерства еще больше возрастает значение тесной взаимосвязи психологической подготовки с идейно-воспитательной работой. Учитывая более зрелый возраст спортсменов, здесь значительное место и время отводятся мероприятиям, способствующим формированию мировоззрения активной жизненной позиции, идеологическому и нравственному воспитанию.