You are hereГСС

ГСС


Этап спортивного совершенствования

 

1.      Задачи учебно-тренировочной и воспитательной работы.

 

Основными задачами на этапе спортивного совершенствования являются:

Ø      разносторонний индивидуальный подход к физической, тактико-технической и психологической подготовке, с учетом физических, психо-моторных особенностей организма. Совершенствование и дальнейшее развитие филигранности техники натурбана. Строгое планирование пиков спортивно-технической подготовки с учетом сроков проведения важнейших российских соревнований, стабильности достижения спортивных результатов. Дальнейшее совершенствование приемов индивидуальной подготовки, воспитание целеустремленности в достижении высоких результатов при помощи морально-волевой подготовки.

 

Критерии отбора в группы ГСС:

-          выполнение нормативов кандидата в мастера спорта, мастера спорта России;

-          отбор по результатам Российских и международных соревнований в юниорский состав сборной команды России;

-          стабильность результатов выступлений во всероссийских  соревнованиях;

 

Вся учебно-тренировочная  работа ведется для достижения спортсменом стабильно высокого результата.

 

2. Общая физическая подготовка

 

Беговые упражнения

Бег с ускорением, бег на выносливость, кроссовый бег, стартовые рывки (на различные дистанции)

Прыжковые упражнения:

Прыжки через барьеры, прыжки с места, тройной прыжок, прыжки с разбега (согнув ноги, прогнувшись), скоростное преодоление препятствий различной высоты

Метание:

Метание ядра, гранаты, камней

Силовые упражнения:

Жим штанги лежа, приседания со штангой, жим штанги стоя из-за головы, подъем штанги на бицепс, толчок штанги с груди вверх, становая тяга, тяга штанги к поясу в положении стоя в наклоне, подъем ног с отягощением, подъем туловища с отягощением

Элементы акробатики, кувырки вперед, назад, в сторону, ходьба на руках, сальто назад, вперед.

Упражнения на гимнастических снарядах, гимнастической стенке, брусьях, коне, кольцах.

Спортивные игры – волейбол, баскетбол, регби, футбол.

 

3. Специальная физическая подготовка.

 

            Старты на льду с различной интенсивностью, упражнения на тренажерах имитирующие стартовый рывок, удержание основного положения саночника лежа на гимнастической скамье поперек на ягодичных мышцах, упражнение для мышц спины; подтягивание на перекладине в максимальном темпе; метание ядра двумя руками вперед, назад, сидя; отработка «пингвинов» на роликовых санях под углом с места различной интенсивностью; упражнения со штангой близкие по структуре к элементам техники натурбана; «сухая» имитация (отработка элементов техники сидя на санях); упражнения на память (прохождение различных трасс по времени с закрытыми глазами с полной имитацией техники); идеомоторная тренировка (мысленное прохождение различных трасс).

 

4. Технико-тактическая подготовка.

 

            Спуски на санях по наиболее сложным участкам, отрезками трассы (виражи, прямые связки), спуски по всей трассе с отработкой элементов техники, спуски по времени, спуски с индивидуальным заданием по траектории спуска и коррекции управляющих действий на основе анализа видеоинформации, срочной информации тренера; прохождение трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность; изучение элементов стартового рывка и техники прохождения виража по частям с учетом индивидуальных, физических, психологических особенностей спортсмена; изучение технико-тактического опыта сильнейших спортсменов сборных команд России и ведущих зарубежных спортсменов, анализ и применение его в соревновательной деятельности.

             

5. Теоретическая подготовка.

 

            Состояние и развитие натурбана в России

            Руководство натурбана в России. Областные, краевые и республиканские федерации. Система проведения соревнований в России и ее значения для развития натурбана. Значение зимних Спартакиад учащихся и молодежи для пропаганды натурбана.

            Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

            Спортивная тренировка как процесс совершенствования организма. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности. Понятие об утомлении в процессе занятий спортом и восстановление энергетических затрат. Совершенствование функции ЦНС, влияние занятия спортом на обмен веществ. Улучшение возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

            Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена.

            Гигиена одежды и обуви, гигиена мест занятий, гигиена и режим сна, закаливание в процессе учебно-тренировочных занятий. Режим питания спортсменов, его значение; сбалансированный состав пищи – белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и их значение. Калорийность питания, нормы суточной калорийности и состав рациона при занятиях санным спортом. Особенности питания в зависимости от климатических условий и в период соревнований.

            Основные средства восстановления.

            Педагогические средства: рациональное планирование тренировки, эффективное построение отдельных занятий, правильное сочетание нагрузки и отдыха.

            Медико-биологические средства: рациональное питание с использованием продуктов повышенной биологической ценности; использование комплекса фармакологических средств; витаминизация.

            Врачебный контроль и самоконтроль.

            Понятие о спортивной форме и меры предупреждения перетренированности. Самоконтроль спортсмена, его значение, объективные данные самоконтроля. Вес, пульс, дыхание, спирометрия, динамометрия, сила. Ведение раздела самоконтроля в дневнике спортсмена.

 

 

Планирование спортивной тренировки.

Периодизация спортивной тренировки – периоды, этапы, микроциклы. Соревнования как средства совершенствования технико-тактического мастерства и воспитание психологической устойчивости.

Техника и тактика санного спорта на натуральных трассах.

Анализ и оценка технико-тактических действий по видеозаписям. Определение ошибок в технике, причины их возникновения и средства исправления. Техника прохождения трассы в зависимости от ее особенностей. Состояние ледового покрытия, температурных условий.

Основы методики совершенствования технико-тактической подготовки.

Методы контроля за развитием физической подготовленности и спортивной работоспособности. Особенности построения заключительного этапа подготовки к ответственным соревнованиям, предсоревновательная разминка саночника, ее содержание, дозировка в зависимости от погодных условий.

Моральная и психологическая подготовка.

Важнейшие качества для достижения высоких результатов в спорте. Целеустремленность, решительность, смелость, самообладание. Роль стимулирования спортсмена в спортивной деятельности.

Правила, организация и проведение соревнований по санному спорту на натуральных трассах.

Календарный план соревнований, заявка на участие в соревнованиях. Требования, предъявленные международными правилами к инвентарю и экипировке. Организация и проведение соревнований. Агитационно-пропагандистская работа.

Спортивные базы, оборудование, инвентарь и специальные тренажеры.

Специальные залы для тренировки, оборудованные специальными тренажерами, спортивные сани, наладка, уход, индивидуальная подготовка, подготовка спортивных саней к соревнованиям, одежда саночников; основные аэродинамические и эстетические требования к одежде и снаряжению. Дополнительное снаряжение – шлем, маска, перчатки, налокотники, жилеты отягощения.

 

6. Организационно-методические указания

 

            Общие указания.

            Повышение уровня общей и специальной физической подготовки, причем на первый план выдвигается специально-физическая подготовка. На специально подготовительном этапе особое внимание уделяется задаче выработке технико-тактических навыков. На формирующем этапе соревновательного периода решаются задачи психологической устойчивости, стабильности технико-тактической деятельности, дальнейшего совершенствования отдельных элементов в целом. На завершающем этапе соревновательного периода основной задачей является достижение максимальной готовности к соревнованиям и реализация всего накопленного потенциала. В переходный период осуществляется психологическая разгрузка путем широкого применения вспомогательных средств (походы, прогулки). На ряду с этим решаются задачи поддержания, совершенствования физической подготовленности, а также осуществляются профилактические мероприятия. В ГСС используются средства специальной физической подготовки в полном объеме.

 

7. Медицинское обеспечение.

 

В ГСС помимо общепринятых врачебных обследований, углубленные медицинские обследования включают в себя специальные неврологические обследования, направленные на определение степени выраженности специфического синдрома, возникающего у саночников при интенсивных занятиях ледовой подготовкой. В этих обследованиях используются также пробы со специфической нагрузкой.

Данные этапных комплексных обследований характеризуют функциональную подготовленность и состояние здоровья спортсмена после определенного этапа подготовки. Эти данные являются одной из исходных предпосылок для детального планирования последующего этапа тренировки.

Медицинские наблюдения в ГСС являются неотъемлемой частью общей системы управления тренировочным процессом и проводятся врачебно-физкультурным диспансером.

 

8. Восстановительные мероприятия.

 

В ГСС значительно повышается удельный объем специальной физической подготовки. В связи с этим в плане применения педагогических средств восстановления особое внимание уделяется чередованию упражнений различного характера и направленности с тем, чтобы не вызывать перегрузки мышечных групп, систем и т.д.

Из медико-биологических средств восстановления рекомендуется самомассаж, инструментальный массаж, гидромассаж, солевые и контрастные ванны, локальные баровоздействия, парная и суховоздушная (сауна) бани.

Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Дозировка и схема витаминизации определяется врачом.

Из психологических средств восстановления применяется аутогенная тренировка, специальная организация культурного досуга (просмотр соответствующих кинофильмов, прослушивание любимой музыки, организация отвлекающих игр, бесед), создание комфортабельных условий быта.

 

9. Психологическая подготовка.

 

Основной задачей психологической подготовки на данном этапе является формирование личности спортсмена, обладающего высокой психической устойчивостью, волевыми качествами, настроем на достижение максимальных спортивных результатов.

Особое назначение приобретает изучение личностных характеристик спортсменов, а так же тестовые испытания. Выявления свойств личности позволяет проводить их коррекцию, формировать и совершенствовать свойства, значимые для спорта высших достижений: умение управлять эмоциями, устойчивость к стрессу в ситуациях повышенной ответственности, высокая соревновательная мотивация, серьезность и ответственность, способность к самоанализу.

На этапе спортивного совершенствования в полном объеме используются методы самоубеждения, самоприказов, самовнушения, идеомоторной и психорегулирующей тренировки, проводятся психогигиенические мероприятия, направленные на снятие необоснованных страхов за состояние здоровья в связи с развивающимся при интенсивных занятиях санным спортом специфическим синдромом. Спортсменам разъясняется переходящий характер развивающейся симптоматики и даются рекомендации по действенным мерам профилактики и купирования специфического синдрома.